Встреча с историей

Истребитель и его пилот на поверхности замёрзшего озера. Диорама музея техники Вадима Задорожного впечатляет детальностью, но для большинства посетителей остаётся простой инсталляцией. А для Алевтины Спиридоновой, её дочери и внучки – это часть семейной истории. О подвиге Павла Маркова, своего отца, она знала по рассказам матери, теперь, оказавшись в музее, – будто перенеслась в прошлое и увидела воочию. В июне 42-го Марков участвовал в сражении с нацистскими «Мессершмиттами», но был вынужден посадить подбитый самолёт, «Хокер Харрикейн», в 8 километрах от Мурманска. Пилот выжил и был спасён, но крылатого боевого друга, пошедшего на дно, пришлось оставить.

Алевтина Спиридонова, дочь Павла Маркова: «Мы, соответственно, старались, чтобы у нас сохранились все документы, фото, газетные вырезки, делали запросы в соответствующие военные ведомства. Потому что у нас было, например, известие о том, что он награждён орденом Отечественной войны. И когда я увидела этот самолёт, этого пилота, который выходит после такого тяжёлого боя, – чувство гордости за своего отца».

О том, что сражение Маркова под Мурманском нашло отражение в инсталляции, потомкам пилота рассказал Валерий Чернышёв. В 2004-м году он участвовал в экспедиции по подъёму затонувшего «Харрикейна». Поисковик вспоминает, пролежав на дне водоёма более 60 лет, истребитель сохранился на удивление неплохо.

Валерий Чернышёв, член поисково-исследовательской группы «Икар»: «Лежал он посередине озера, оно безымянное до сих пор, вот. На глубине 18 метров, чуть побольше. Мы его осуществляли, подъём этого самолета, в период с 1 по 10 октября. Мы его извлекли из воды, потом были расстыкованы фрагменты плоскости, хвостовое оперение, и вот он сейчас в этой экспозиции. Экспозиция, кстати, поражает своей оригинальностью».

Вниманию семьи героя-лётчика, кроме диорамы, другие любопытные экспонаты. Например, инструкция, которая полагалась экипажу каждого «Харрикейна» — подаренные британцами самолёты были в новинку для советских лётчиков. Сохранились, кроме того, элементы формы тех времен и Орден Отечественной войны I степени. Не тот же самый, что был присвоен Маркову, но трогает гостей почти до слёз. Награду присудили пилоту посмертно в марте 1943-его. К моменту гибели 16 января того же года Павел Иванович совершил 131 боевой вылет.